Anathema – Serenades (1993 Peaceville)
В ноябре 1992 Peaceville Records издали первую серьёзную работу Anathema – EP “The Crestfallen”, и уже в июне того же года группа тем же составом провела первую сессию по записи материала для дебютного полноформатного альбома в Academy Studios. Состав остался без изменений: Даррен Уайт (вокал), Джон Дуглас (барабаны), Винсент Кавана (гитара), Даниэль Кавана (гитара, клавишные) и Дункан Паттерсон (бас). В “Serenades” группа успешно развила идеи “The Crestfallen” и включила некоторые естественные эксперименты, нетипичные для раннего death-doom. Прикосновение атмосферных клавишных, драйвовый ускоренный темп и несколько грубых doom metal риффов вряд ли кого-то могли удивить в 1992, но первый трек альбома "Lovelorn Rhapsody" отличается своей чертовски хорошей динамикой, яростной энергетикой, он цепляет. В своём оригинальном значении серенада — это песня, исполненная для возлюбленной, распространённый в средневековье жанра, и романтичное название альбома задало настроение большинству композиций. Одна из ключевых, "Sweet Tears", идеально соответствует этому направлению, по сути она стала одним из основополагающих элементов имиджа Anathema в тот период. Да на неё даже клип сняли! Ну как клип… так… кривое видео. Но всё равно группе в начале 90х было прилично иметь хоть какое-то видео, так что оно стало одним из слагаемых успеха группы. «Сладкие слёзы» льются необузданным потоком по команде неистового Даррена, эта песня захватывает вас с первых нот: идеально выстроенное взаимодействие инструментов, божественные гитарные партии, жёсткая барабанная дробь, отмечающая спотыкающийся темп трека, а тут ещё Даррен орёт как одержимый: «Словно дрожь по моему позвоночнику / Одинокие ночи продолжают падать, / И я всё ещё хочу тебя!» Трек тяжёлый, гремучий, непроходимо крутой — он эффективен сам по себе, но Anathema в нагрузку к основной, думовой, линии органично присовокупляет великолепную акустическую вставку, которая звучит как нельзя кстати в этой вакханалии любовной тоски! Парни смекнули, что трюк с "Everwake" на "The Crestfallen" сработал на пять и тут же с места в карьер разбавляют грохот гитар трогательной репризой “J’ai Fait Une Promesse”, украшенным уже знакомым нам нежным голосом Рут. "They (Will Always) Die" отсылает слушателя к созвучной композиции с того же ЕР, но отличие этого трека, суть которого тот же мучительный death-doom, в эпично-трагическом финале, исполненном на клавишных. Бесспорный хит “Sleepless” можно рассматривать как образец одного из трендов, заданных Anathema. Он выделяется невесомой ведущей мелодией, этаким пост-роковым упражнением в выражении меланхолии через акустику и чистый эмоциональный вокал, а также ударным припевом, перегруженным жирными риффами и рыком Даррена. “Sleepless” привносит свою динамику в “Serenades”, но также задаёт новый уровень мелодичности и довольно смелой по эмоциональному накалу выразительности. А ещё вы никогда не забудете финальное соло этой песни. “Sleep In Sanity” — это уже песня песней от death-doom! Можно сказать, что её структура стала матрицей для десятков последователей Anathema, выбравших для себя примером ворожбу с искажённым низким звучанием, измученным жёстким вокалом и плотными, насыщенными гитарами. Вязкие риффы, бескомпромиссная ударные, вибрирующий бас — Anathema взяли всё, что им было нужно, из исторических прецедентов и умело сложили в нечто уникальное на фоне прочих групп, создававших первый death-doom канон на заре 90х. Продолжительность “Serenades” составляет 65 минут, но сами треки сильно разнятся по протяжённости: “Sweet Tears” укладываются в компактные четыре минуты, “They (Will Always) Die” тянется все семь, а вот странный атмосферный этюд “Scars Of The Old Stream” едва превышает по объёму минуту. Скорбная “Under A Veil (Of Black Lace)” подхватывают истинную death-doom повестку как в инструментальной, так и в лирической части: «В любовной страсти, о, твоё сияние, / Та серенада, которую я плачу. / Твой шёлком обитый гроб, слезоточение / Чтобы удержать слезы скорбящего / Эфирное великолепие, / Бледная кожа и опущенные глаза, / Аромат рая / Подобно ей, навсегда остается неизвестным». Попробуйте перевести более складно и обязательно напишите нам в редакцию, что у вас получилось. Короче, этот текст едва ли можно отнести к числу поэтических успехов Даррена, так… просто лоскутки впечатлений. Под самый занавес Anathema запускает запоминающийся скоростной номер “Where Shadows Dance”, и даже жаль, что эта почти инструментальная композиция так коротка. У альбома есть своего рода outro — огромная эмбиентная пьеса “Dreaming: The Romance”, но я сомневаюсь, что эта 23-минутная пространная композиция популярна у фанатов. Честно говоря, без неё «Серенады» не стали бы хуже.
Что нового Anathema сказали этим альбомом? Среди первых death-doom групп они, пожалуй, оказались теми, кто не побоялся добавить к базовой связке «риффы и гроул» утончённости акустических мелодий. Этот небольшой эксперимент (если его вообще можно рассматривать как оный) исключительно удачен в рамках каждой отдельно взятой композиции, но всё-таки “Serenades” не достаёт какой-то однозначности, монолитности… Слишком эта работа разнообразна. Что ещё… Трудно сказать, были ли они и тут первопроходцами, но Anathema дали понять, что тексты можно составлять из разрозненных, иногда не связанных между собой меланхоличных образов и не заботиться о том, чтобы это связно звучало. Повлияло ли это на популярность альбома? Нет. Альбом выдержал около 29 переизданий, и эта цифра говорит сама за себя.
Алексей Евдокимов специально для Куртки Болтендаля
#boltendal #Anathema #death_metal #doom_metal